Аввакум Петров (20.11.1620 – 14.04.1682 гг.) – протопоп,
крупнейший деятель старообрядчества, писатель, публицист.
Родился в селе Григорово под Нижним Новгородом в семье
священника. В 1638 г. женился на четырнадцатилетней Анастасии Марковне, которая
стала его верной спутницей и матерью восьми детей. В 1642 г. был рукоположен в
дьяконы, в 1652 г. возведен в протопопы (старшие священники). В конце того же
года начал служить в Москве, в Казанском соборе. В эти годы Аввакум сблизился с
кружком "ревнителей благочестия" или "боголюбцев", который возглавлял царский
духовник Стефан Вонифантьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит Никон
(будущий патриарх). Подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой
назначить Никона патриархом.
В 1653 г., с началом церковной реформы Никона, протопоп
Аввакум оказался в числе самых ярых ее противников. Осенью 1653 г. он был
сослан в Тобольск, где прожил с семьей до 1655 г. От более сурового наказания –
расстрижения – его спасло лишь заступничество царя Алексея Михайловича. В 1656
– 1661 гг. Аввакум и члены его семьи по указу патриарха Никона включены в
состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, с которым они прошли
тяжелейший путь от Енисейска до устья р. Нерча. Протопоп постоянно вступал в
конфликты с церковными и светскими властями, подвергался наказаниям вплоть до
заключения в холодную башню и битья кнутом.
В начале 1660-х гг., отправив Никона в опалу, царь Алексей
Михайлович вернул Аввакума и некоторых других старообрядцев в Москву. Три года
– с 1661 по 1664 гг. – продолжался путь Аввакума из Сибири в Москву. Увидев,
что царь не собирается отменять церковную реформу, Аввакум вновь восстал за
старую веру.
Введение новых церковных обрядов Аввакум рассматривал как
наступление католичества на православие. Неприязнь Аввакума вызывало
заимствование с Запада "внешней мудрости" – светской науки. В "еллинских
философах" Аввакум видел прежде всего язычников, а в современных
западноевропейских ученых – еретиков. Россию, принявшую "новую веру", Аввакум
называет "чужой землей", "землей варваров", в которой предводительствует
сатана. Главным виновником этого Аввакум считает царя Алексея Михайловича: он
изменил истинной вере, предал идею России – "Третьего Рима", и, следовательно,
потерял право быть царем. Патриарх Никон – совратитель царя, а затем
исполнитель его воли. В трактовке Аввакума Никон и царь Алексей Михайлович –
непосредственные предшественники Антихриста, "слуги антихристовы".
В августе 1664 г. Аввакум был сослан вместе с семьей на
север, в Пустозерск, расположенный близ устья р. Печора. Когда в 1666 г. он и
его спутники добрались до печорского города Мезень, поступил приказ вернуться в
Москву, где открылся церковный собор. Решения собора были суровы – Аввакума и
его соратников расстригли и предали анафеме, многим урезали языки. Анафему наложили
и на старые обряды. В конце 1667 г. Аввакум и его сподвижники (священники
Никифон и Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний) вновь сосланы в Пустозерск и
заточены в земляную тюрьму. Но и оттуда Аввакум продолжал рассылать
многочисленные послания своим сторонникам, ободрял их и поддерживал.
В начале 1680-х гг. начались новые гонения на старообрядцев.
Протопоп Аввакум и три его соратника были сожжены в срубе.
Аввакум – автор более 80 литературных и публицистических
произведений в защиту "старой веры", в их числе послания и челобитные. Самое
значительное его сочинение – "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" – выдающийся
памятник литературы 17 в.
|