Airbus A310 — широкофюзеляжный средне- дальнемагистральный
пассажирский самолет.
В середине 1975 года консорциум Airbus Industry приступил к
разработке проекта самолета А300 В10, представлявшего собой вариант А300 В4 с
укороченным фюзеляжем. Крыло фирмы ВАе уменьшенного размаха и горизонтальное
оперение были новыми. В июле 1978 году, программа получила обозначение
А310, и ей дали официальный старт, предложив авиакомпаниям два варианта:
А310-100 с дальностью полета 3 700 км, к которому практически никто не проявил
интереса, и A310-200 с дальностью полёта 5 500 км, ставший исходной моделью.
3 апреля 1982 года состоялся п ервый
полет опытного самолета А310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4, а
в августе этого года первый полет
самолета с двигателями General Electric CF6-80A.
В марте 1983 года была завершена сертификация во Франции и
ФРГ, в январе 1984 года в Великобритании, а в феврале 1985 года в США. В апреле
1983 года первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию
A310-200.
Весной 1986 года в конструкцию самолета А310-200 были
внесены некоторые усовершенствования, направленные на дальнейшее повышение
топливной эффективности: небольшие стреловидные аэродинамические поверхности на
концах крыла, вертикальное оперение из углепластиков и тормоза колес,
выполненные из композиционных материалов на основе волокон углерода.
На основе пассажирского самолета разработан
грузопассажирский вариант A310-200С, оснащенный боковой грузовой дверью и рассчитанный
на перевозку грузов массой до 40,3 т, и грузовой самолет А310-200F с полезной
нагрузкой 43 т.
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS, в состав
которого входят четыре цветных многофункциональных дисплея для отображения
необходимой информации о полете самолета, и цифровой системой контроля за
работой бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Выпускался серийно с
1983 по 1988 годы. Всего было продано 85 самолетов данной модификации.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались
в 1982 году, стал самолет A310-300, предназначенный для эксплуатации на
маршрутах большей протяженности, чем A310-200. Официально разработка машины
началась в марте 1983 года после начала поставок A310-200. Первый полет опытного
самолета A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля
1985 года, а первый полет самолета с двигателями General Electric CF6-80C2 - в
сентябре 1985 года. Сертификация самолета была завершена в декабре 1985 года, и
в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый
самолет.
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS, в состав
которого входят четыре цветных многофункциональных дисплея для отображения
необходимой информации о полете, и цифровой системой контроля за работой
бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Радионавигационное
оборудование соответствует стандарту ARINC 700.
В октябре 1991 года A310-300 сертифицировал "Авиарегистр"
РФ, в результате чего он получил право на эксплуатацию в российских
авиакомпаниях. В настоящее время единственным российским эксплуатантом этого
типа самолета является авиакомпания S7 "Сибирь", которая планировала вывести
все свои A-310 из эксплуатации до конца 2010 года, однако по состоянию на
январь 2012 года, самолеты этого типа продолжают эксплуатироваться компанией.
Несколько самолетов A310-200 и A310-300 использовали ВВС
ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных
лиц, а также в качестве военно-транспортных самолетов. В 1995 году один
A310-300 переоборудовали в транспортный самолет-заправщик MRTT. Он может
перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо
массой 28 т для заправки одного-двух самолётов в полете. A310-300 выпускали
серийно с 1985 года.
Общее число поставленных Airbus самолетов A310 составляет
255, из которых к середине 2009 года в эксплуатации осталось около 190 машин, в
том числе 90 в грузовых модификациях. К настоящему моменту все находившиеся в
эксплуатации лайнеры А310 выполнили свыше четырех миллионов полетов общей
продолжительностью около 10,5 миллионов летных часов. Официально производство
А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был
прекращен в 1993 году, а последний самолет был поставлен заказчику в 1998 году.
Основные характеристики самолета Airbus A310
Размеры Длина (м) Размах крыльев (м) Высота (м) Площадь крыла (кв.м) Вес Макс. взлетный вес (кг) Макс. посадочный вес (кг) Вес пустого (кг) Макс. вес без топлива (кг) Макс. коммерческая загрузка (кг) Емкость топливных баков (л) Летные данные Макс. дальность полета (км) Дальность полета с макс. загрузкой (км) Макс. крейсерская скорость (км/ч) Максимальная скорость (км/ч) Потолок (макс. высота полета) (м) Длина разбега (м) Длина пробега (м)
Двигатели
Удельный расход топлива (г/пасс.-км) Часовой расход топлива (кг) Пассажирский салон Кол-во кресел (эконом) Кол-во кресел (эконом/ бизнес) Кол-во кресел (эконом/ бизнес/ первый) Ширина салона (м) | A310-200
46.7 43.9 15.8 219
142
000 123
000 79
450 113
000 33 550 54
920
4
600 4 000 850 900 12 200 1 860 1 480
GE
CF6-80C2A2,
2 x 24150 кгс
P&W JT9D-7R4,
2 x 22700 кгс
20.7 4
400
279 218 187 5.28 | A310-300
46.7 43.9 15.8 219
164 000 124 000 82 600 114 000 33 460 75 470
9 600 5
600 850 900 12 200 2 290 1 490
GE CF6-80C2A8,
2 x 26800 кгс
P&W PW4156A,
2 x 25400 кгс
20.3 4 300
279 218 187 5.28 |
|