Конструкторы
стали задумываться о замене базовой модели грузовика. Чтобы частично
решить проблемы, была создана модернизированная версия "стопятидесятки" - ЗИЛ-164, но "панацеей" не стал не то что ЗИЛ-164, но даже
улучшенный ЗИЛ-164А. Нужна была принципиально новая машина.
После
признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на
ВСХВ были продемонстирован новый вариант автомобиля повышенной
проходимости, получившего индекс ЗИЛ-131 и кабину с "оперением" от
гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не
устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка
радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых
условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль
ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые
передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.
В 1953 году на ЗИСе развернули работы над опытным образцом нового базового грузовика ЗИС-125 (по конструкторской документации - ЗИС-150М). Она-то и стала
прообразом стотридцатки, появившимся на свет за десять лет до того, как ЗИЛ-130 стал массовым. ЗИС-125 постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали его новую версию уже с другой внешностью и под индексом ЗИЛ-130. Для
организации выпуска грузовика ЗИЛ-130 была проделана огромная работа.
Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И
это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч
наименований различного специализированного инструмента. Постановка на
конвейер автомобилей ЗИЛ-130 и V-образных двигателей к ним привели
смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового
топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также
принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов,
резинотехнических изделий и пластмасс. Конструкция
и технология производства "стотридцатки" привнесли в автомобильную
отрасль СССР ряд приоритетов, о которых следовало бы упомянуть. С
автомобилем ЗИЛ-130 в отечественную автоиндустрию пришли:
гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с
косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция
шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были
двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой
подогреватель двигателя и др.
В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем
приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки
производства перейти на выпуск автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
Первые
5 предсерийных ЗИЛов-130 были изготовлены в 1962 году. Для опытной
эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. "Почти серийные"
автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск
начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась
генеральная реконструкция завода. Автомобили
первых серийных партий поступили в автотранспортные предприятия Москвы,
Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое
для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые
стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и
выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
"Излечившись"
от основных "детских болезней", среди которых значились частые отказы
электрооборудования, слабые шарниры карданного вала и др., ЗИЛ-130
получил государственный знак качества и набрал неплохой экспортный
потенциал. Его продавали более чем в сорок стран мира, "третьего мира",
конечно. По желанию заказчика машину оснащали экономичным английским
дизелем Perkins, развивавшим 140 л.с.
Время
шло, и машина, сколь бы удачной она ни была, нуждалась в модернизации. В
1972 году в ее конструкцию внесли ряд изменений, которые позволили
увеличить грузоподъемность с 5 до 6 т. Позже в соответствии с
требованиями стандарта по расположению наружных светотехнических
приборов была изменена облицовка радиатора. После такого обновления
машина в 1976 году получила обозначение ЗИЛ-130-76. В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130. Следующая
модернизация также оставила след в индексе модели. Она стала называться ЗИЛ-130-80. После очередных нововведений 1986 года автомобилю
присвоили новое, в соответствии с принятой в отрасли системой
индексации, обозначение ЗИЛ-431410. Несмотря на все ухищрения в ходе
нескольких модернизаций, изначальная конструкция ЗИЛ-130 уже не
отвечала требованиям времени, тем более что с 1986 года ЗИЛ приступил к выпуску боле совершенных дизельных автомобилей ЗИЛ-4331.
Постепенно производство ЗИЛ-130 на головном автозаводе в Москве начали
сокращать. С 16 сентября 1992 года ЗИЛ-130 начали выпускать на филиале ЗИЛа
- Уральском автомоторном заводе (УАМЗ) в городе Новоуральске. Правда,
эти машины были упрощенным вариантом ЗИЛ-431410 с оперением,
унифицированным с автомобилем ЗИЛ-131Н. А в Москве последний
представитель семейства "стотридцаток" с порядковым номером 3 388 312
сошел с конвейера АМО "ЗИЛ" 30 декабря 1994 года. С
1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства
ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510
(ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610
(ЗИЛ-138А) и т. д. ЗиЛ-130 стал первым грузовым автомобилем марки ЗИЛ,
который штатно стали окрашивать в гражданские цвета (белый и голубой).
До этого все зиловские грузовики окрашивались в цвет хаки для
использования в военных целях. Мытищинский
машиностроительный завод с 1989 года выпускал на их базе самосвал
ЗИЛ-ММЗ-4510, оснащенный металлической платформой с самосвальным
механизмом, унифицированным во многих элементах с самосвалом
ЗИЛ-ММЗ-4505. Модификации ЗиЛ-130: ЗиЛ-130-66 — модификация 1966 года. ЗиЛ-130-76 — модификация 1976 года. ЗиЛ-130-80 — модификация 1980 года. ЗиЛ-130-80ГУ ЗиЛ-130 А\АН\АНШ ЗиЛ-130 Б \Б2 \Б2Ш \Б2-76 ЗиЛ-130 В \ В1 тягач (1962-1994 г.г., колесная база уменьшена до 3300 мм)\ В1-76 ЗиЛ-130 Г с удлиненной базой \ Г1 \ Г1-76 ЗиЛ-130 ГУ с особо удлиненной базой (5600 мм) для перевозки длинномерных легковесных грузов \ ГУ-76 ЗиЛ-130 Д \ Д1 \ Д1Ш \ Д2 ЗиЛ-130 Е ЗиЛ-130 К \ КШ ЗиЛ-130 Н ЗиЛ-130 С - северный вариант \ С-76 ЗиЛ-130 Ш ЗиЛ-ММЗ 130С \ 130П ЗиЛ-138 А — газобаллоный вариант\ 138 В Автомобиль
ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по
1986 г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним
бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16
посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест,
предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп - СМЗ-8325
(армейский). Производились
следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее),
автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный
тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования. С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается. За все время выпуска внешность ЗИЛ-131 практически не менялась.
|