Это были машины повышенной
проходимости, они не боялись ни песка, ни снега, смело вступали в поединок с
раскисшими грунтовыми дорогами… В суровые годы Великой Отечественной
автомобили-солдаты возили бойцов и снаряды, буксировали орудия и служили базой
для легендарных "катюш".
История появления Studebaker на свете довольна любопытна. В предвоенные годы попытка как
то стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии не
принесли заметных успехов. И только уже в разгар второй мировой войны, в 1940
году, были определены основные классы машин – 2,5-тонные, трехосные, со всеми
ведущими колесами. Производство же их из-за различных бюрократических
проволочек развернули лишь год спустя.
Для военно-морских сил и корпуса
морской пехоты автомобили такого типа стала строить фирма "Интернэшнл
Харвастер". А самый крупный заказ – оснащения сухопутных войск – достался
корпорации General Motors Corporation (сокращенно GMC), которой в те времена частично
принадлежала чикагская фирма "Еллоу трак энд коуч". Ей и поручили выпуск
трехосок. Производство машин началось с января 1941 года. Они базировались на
узлах и агрегатах коммерческих грузовиков General Motors и обозначались как тип СОЕ
(сокращение от Cabine over engine – кабина над двигателем).
В сентябре того же года фирма подписала
контракт и на производство грузовиков с обычной компоновкой, то есть с кабиной,
расположенной позади двигателя, что, как известно, обеспечивает распределение
веса по осям и, следовательно, более высокую проходимость. Вскоре спрос на
автомобили намного превысил производственные возможности фирмы. Пришлось
делится с другими. Выбор пал на известную фирму Studebaker.
Ее основали братья Генри и Клем
Студебеккеры, выходцы из голландских поселенцев, еще в середине прошлого века
организовали в США производство повозок для армии. Первые опыты с автомобилями
фирма начала в 1987 году, а через семь лет наладила их серийное производство.
В середине 20-х годов фирма входила в
первую десятку крупнейших производителей автомобилей, однако и в 30-е годы она
еще не фигурировала в числе поставщиков армии США.
С началом второй мировой войны
положение изменилось. Во французcкую армию была поставлена большая партия
трехтонных Studebaker серии К-30. А вскоре
последовал заказ и на трехосные машины.
Эти армейские автомобили US-6, за
выпуск которых фирма взялась в конце 1941 года, несколько отличались от машин GM, прозванных "джимми", формой капота и крыльев. И, самое
главное, на них установили совершенно другой двигатель – нижнеклапанный Hercules-JXD рабочим объемом 5,24 л вместо верхнеклапанного 4,42-литрового
мотора GMC-270. Поэтому было решено основным грузовиком армии США сделать "джимми",
а Studebaker, как не вполне стандартные, отправлять в армии союзников.
В 1943 году к выпуску Studebaker подключилась еще одна фирма – REO, названная так в честь
своего основателя, конструктора Р. Е. Олдса.
Всего за годы войны выпустили свыше 197
тысяч грузовиков типа Studebaker;
большое количество их было поставлено в СССР. Часть машин поступала в
разобранном виде, и их сборку осуществляли на автопредприятии ЗиС в Москве.
Семейство грузовиков Studebaker US-6 включало почти полтора десятка модификаций – от U-1 до
U-13. Машины U6, U7 и U8 имели не ведущую переднюю ось (колесная формула 6х4),
а вот все остальные модели были полноприводными (6х6). Автомобили выпускались
как с длинной – 4120 мм, – так и с короткой – 3760 мм – колесной базой. Часть
из них оснащались лебедками, на некоторых вместо металлической платформы
устанавливали деревянную. Кроме этого, выпускались самосвалы,
цистерны-заправщики и седельные тягачи.
За время войны фирма Studebaker разработала также два опытных образца специальных низкосилуэтных
грузовиков – LD 6х6 и LB 6х6. Интересно, что у последнего для снижения общей
высоты сиденье водителя было размещено сбоку рамы. Однако эти машины так и
остались экспериментальными.
В Красной Армии чаще всего применялись
длиннобазные Studebaker типа US-6 с
цельнометаллическими кабинами. Такая машина в варианте без лебедки с колесной
формулой 6х6 весила 4505 кг. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель
жидкостного охлаждения развивал мощность 95 л. с. при 2500 об/мин. Максимальная
скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе, запас хода
составлял 390 км.
Во фронтовых условиях Studebaker (или, как их еще называли, "студеры") зарекомендовали себя
достаточно надежными и прочными машинами. Хотя их номинальная грузоподъемность
составляла 2,5 т, по дорогам с твердым покрытием они успешно перевозили до 5 т.
Правда, в отличии от наших грузовиков, они требовали более качественных топлива
и смазки. Новыми для советских автомобилистов в Studebaker били
пятиступенчатая коробка передач с пятой ускоряющей передачей, двухступенчатая
раздаточная коробка без прямой передачи, тормоза с гидроприводом и вакуумным
усилителем.
Нельзя не остановится на той особой
роли, которую сыграли Studebaker
в нашей реактивной артиллерии. Первые серийные "катюши" БМ-13 монтировались на
шасси трехосных грузовиков ЗиС-6 (6х4). Позже для этой же цели использовались и
другие шасси: легкие танки Т-60, транспортные тракторы СТЗ-5, импортные
грузовики General Motors, Chevrolet, International и прочие. Чтобы покончить с разнобоем, в апреле 1943 года взамен
десяти разновидностей был принят на вооружение унифицированный образец БМ-13Н
(индекс Н означал "нормализованный"). Базой для него выбрали Studebaker. На них монтировали и другие советские реактивные системы
залпового огня : 82-мм БМ-8-48, 132-мм БМ13СН (со спиральными направляющими,
что значительно увеличивало кучность стрельбы) и, наконец, 300-мм БМ-31-12 –
самую мощную реактивную установку того времени, прозванную на фронте "андрюшей". На Курской дуге под Корсунь-шевченковском, в Белоруссии и Польше,
под Берлином и Прагой наши воины на "студебеккерах"-ракетоносцах громили
ненавистного врага.
Импортные танки, самолеты, автомобили,
в том числе и Studebaker, поступавшие во
второй половине войны по ленд-лизу, стали не плохим подспорьем в нашей армии.
Но все-таки основную тяжесть боев на советско-германском фронте вынесла
отечественная техника. Не нужно забывать главного: воевала не техника сама по
себе – с помощью техники воевали героические советские люди, ковавшие в огне боев
нашу Великую Победу!
|